ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Воскресение Христа празднуется Церковью с момента Его сошествия во ад, из которого Он освободил души ветхозаветных праведников от господства смерти и диавола. Наша Церковь празднует это событие следующим образом. Из богослужебных текстов видно, что празднование Воскресения начинается с Великой Пятницы. Об этом говорит последование утрени Великой Субботы, во время которой происходит вынос Плащаницы. Также проповеди Святых Отцов на Великую Пятницу по своей сути посвящены воскресению и победе.
Это видно также из традиции священной иконописи Воскресения. Церковью определено, что правильной иконой Воскресения Христова является изображение Его нисхождения во ад. Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа Мироносицам и ученикам. Однако иконой Воскресения в подлинном смысле является изображение сокрушения смерти, которое произошло с нисхождением Христа во ад, когда Его душа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души ветхозаветных праведников, ожидавших Его как Спасителя.
Изображение Воскресения в виде сошествия Христа во ад имеет много серьезных богословских обоснований. Во-первых, потому что никто не видел Христа в момент воскресения, когда Он вышел из «запечатанного гроба». Землетрясение и явление Ангела, который отодвинул камень, произошли для того, чтобы Мироносицы уверились в том, что Христос воскрес. Во-вторых, потому, что когда Христос Своей душой, соединенной с Божеством, сошел во ад, Он разрушил державу смерти и Диавола, Своей смертью победив смерть. Из православного Предания четко видно, что со смертью Христа упразднилась держава смерти. И мы поем в церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Его триумфальная победа над смертью произошла именно в тот момент, когда Христос Своей душой, соединенной с Божеством, сокрушил смерть. В-третьих, Христос через нисхождение во ад освободил Адама и Еву от смерти. Таким образом, как через Адама произошло падение всего человеческого рода, ибо он является нашим родоначальником, так через воскресение Нового Адама мы вкушаем от плодов воскресения и спасения. В силу единства человеческой природы то, что случилось с праотцем, случилось и со всей человеческой природой.
На этих основаниях наиболее характерной иконой Воскресения Христова признается изображение Его нисхождения во ад. Как мы увидим дальше, сущностью праздника является умерщвление смерти и ниспровержение диавола: «Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение» – поем мы в церкви. Разрушение ада и умерщвление смерти являются глубочайшим смыслом праздника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *